Как сделать лекцию интересной






Как сделать лекцию интересной

Логика проектирования современной лекции

Как устроена хорошая современная лекция? Каким представлением о составе и логике хорошей современной лекции должен руководствоваться преподаватель при подготовке к ней? С чего начать? Как выбрать тему лекции? Как подготовить содержание и выбрать адекватный тип лекции?
Ответим на эти и подобные вопросы в виде практичных рекомендаций преподавателю (11). Представим это как некую логику проектирования лекции. В наиболее конструктивном варианте она может быть состоять из следующих 11 шагов к успеху преподавателя (рис. 11):

Рис. 11. Логика проектирования современной лекции

· Анализ предлекционной ситуации
· Изобретение замысла лекции
· Обоснование целей лекции
· Придумывание темы
· Отбор содержания лекции
· Выбор вида лекции
· Разработка формы лекции
· Разработка способов активизации внимания слушателей
· Разработка способов поддержки понимания лекции
· Разработка способов создания обратной связи
· Изобретение формы завершения лекции

Вот несколько рекомендаций относительно каждого шага этой логики.

Несколько практических советов преподавателю


Начать надо с анализа ситуации, в которой происходит подготовка к лекции и которая предшествует лекции. Для этого полезно задать себе примерно такие вопросы:
· почему потребовалась именно такая форма учебного занятия?
· каково место этой конкретной лекции в общей структуре учебной деятельности студентов?
· кто будут слушатели, сколько человек?
· сколько времени отведено на лекцию?
· каковы внешние условия – аудитория, оборудование и т.п.?
· каковы Ваши возможности и ограничения?


Следующий шаг - надо придумать замысел – основную организационную идею лекции.
Вот несколько примеров замыслов лекции:
· построить лекцию на своем собственном опыте;
· выстроить лекцию в форме вопросов;
· просто прочитать традиционную лекцию, собрав и выстроив в логике имеющийся в литературе материал;
· организовать коллективную работу студентов в малых группах по данной теме, а затем прочитать лекцию-обощение;
· предложить студентам видеофильм или кейс, выделить проблемы, а потом их проанализировать и обобщить и т.п.

Замысел рождается из анализа ситуации.
Замысел придуман, что делать дальше?

Нужно ли размышлять о целях лекции? Мудрецы говорят про это как-то так: «Для корабля, который не знает в какую гавань плыть никогда не бывает попутного ветра».
Цели лекции это то, что отвечает на вопросы – зачем эта лекция? какой результат я как организатор процесса обучения планирую получить?
Цель – это мыслительный образ будущего результата деятельности.

Основные требования к формулировке целей:
· они должны быть операциональны, т.е. должна быть возможность их проверки на достижимость;
· они должны быть конкретны;
· они должны быть сформулированы “на языке деятельности обучающихся”;
· они должны быть реалистичны, т.е. иметь средства для обеспечения цели (время, способности лектора и др.).


Придумать тему лекции существенно легче, когда понятна ее цель.
Тема обозначает рамки того, о чем будет идти речь на лекции. Тема – это рамки, ограничения, которые Вы как лектор вводите, устанавливая правило для всех – «говорить, придерживаясь тематической рамки». Заявив тему, лектор должен держать тематическую рамку.
Требования к формулировке темы просты: точность, лаконичность, деятельностный характер.


Следующий шаг - отбор содержания (что я буду говорить?).
Вам будут полезны несколько рекомендаций:
· Надо отбирать тот материал, которым Вы владеете хорошо (или освоить его перед лекцией, прочитывая, проговаривая, разъясняя его другим, включая предварительно маленькие фрагменты в беседы, консультации и др.) Короче, материал должен быть обкатан.
· Материал должен быть адекватен теме и целям лекции.
· Материал должен быть потенциально интересен слушателям.
· Содержание должно быть разнообразным (понятия, факты, опыт, явления, наблюдения, примеры и др.)
· Надо отобрать содержания в два раза больше, чем требуется для лекции (определить, сколько потребуется материала можно только приблизительно и посредством опыта: напечатайте страницу текста, прочтите этот текст в различных вариантах и заметьте время). Таким образом. Вы экспериментальным путем оцените объем и время.
· Можно отбирать материал, предварительно сформулировав вопросы, на которые (по Вашему предположению) слушатели хотели бы услышать ответы.


Какой вид лекции следует выбрать? Эту тему мы достаточно подробно обсуждали в самом Учебном пособии, поэтому Вам осталось сделать выбор.
Напомним о некоторых видах лекций:
· Лекция-установка - установка к организации совместной деятельности (индивидуальной, групповой и коллективной) по освоению данного предметного содержания и развитию собственной компетентности.
· Рефлексивная лекция - проблематизация усвоенного ранее содержания и способов деятельности - создание затруднения для вхождения в зону ближайшего развития.
· Инструментальная лекция - представление усвоенных ранее знаний в функции инструмента для решения конкретных проблем.
· Вводная лекция - общая ориентировка в том материале, который будет рассматриваться далее.
· Обобщающая лекция. Само название характеризует ее цели.
· Информационная или «текущая» лекция. Используется, когда необходимо изложить ту или иную информацию.
· Проблемная лекция. В ней моделируются противоречия реальной жизни. Главная цель такой лекции включить слушателей в активную самостоятельную деятельность. Мы приводим более подробную информацию о проблемных лекциях в Приложении 2.
· Парная лекция. Читается двумя преподавателями, каждый из них играет определенную роль, например, основной докладчик и критик или эксперт или проблематизатор и пр. Критика и проблематизация может происходить как за счет формы, так и содержания.
· Лекция-консультация проводится по предварительно сформулированным вопросам обучающихся.
· Лекция - пресс - конференция сходна по типу с предыдущей, т.к. содержание оформляется под запрос слушателей, но проводится несколькими преподавателями.
· Лекция - провокация (или лекция с запланированными ошибками), формирует умение слушателей внимательно воспринимать, оперативно ориентироваться в информации, анализировать и оценивать ее. Может использоваться как метод “живой ситуации”.
· Лекция - диалог, где содержание подается через серию вопросов, на которые слушатели должны отвечать по ходу лекции. К этому типу примыкают лекции с применением техники обратной связи, а также программированные лекции - консультации.
Выбирайте в зависимости от ситуации, которую Вы уже поняли. И, конечно же, по вкусу себе – стоит ли делать то, что не нравится?

Какие методы и формы надо использовать в лекции?


Чаще всего используются следующие группы методов.
1. Объяснительно-иллюстративные методы основаны на том, что лектор сообщает специально отобранную информацию, организует ее восприятие слушателями, иногда показывает, как эти знания применяются на практике. При этом лектору важно помнить, что, выбирая данные методы он может рассчитывать на определенный результат, а именно - на появление у слушателей лишь первичных представлений об изучаемом объекте или процессе (но не умений или тем более навыков).
2. Репродуктивные методы. Само название говорит о сущности этих методов. Лектор для использования на лекции отбирает (создает сам) серии задач, заданий, упражнений на воспроизведение каких-либо действий, уже осознанных слушателями благодаря информационным методам. Репродуктивные методы целесообразно использовать вкраплениями, согласовывая их с информационными. Результат использования этих методов приводит к формированию у слушателей первичных умений.Указанным методам многие преподаватели отдают предпочтение часто потому, что они экономичны во времени, требуют менее напряженной предварительной подготовки.
3. Третью группу методов составляют проблемные методы, к ним в частности относится метод проблемного изложения. Наряду с методами проблемного обучения сегодня в ходе лекций используются фрагменты игровых методов (деловые, учебные, ролевые, оргдеятельностные и другие игры), а также коммуникативных методов обучения (дискуссия, “мозговой штурм” и др.). Итак, каким методам должен отдать предпочтение лектор?
Вы можете выбрать любой метод, но главным критерием является цель, которую Вы ставите перед собой, как это было описано ранее. К важным критерием выбора методов относятся также особенности обучающихся; специфика содержания обсуждаемого в лекции материала; особенности условий, в которых проходит лекция.


Как и с помощью чего обеспечить активность слушателей?
В первую очередь активность обеспечивается возможностью слушателей вступать с лектором во взаимодействие. Это могут быть такие приемы:
· вопросы со стороны лектора: риторические (это утверждения, высказанные в вопросительной форме), предоставление слушателям самим задать вопросы «на понимание» (правильно ли я понял ) и перепроверить свое понимание, задать вопросы-гипотезы
· Аппеляция к личности и опыту лектора: приведение фактов, примеров из практической деятельности самого лектора.
· Прием сопереживания: лектор обращается к таким фактам, которые могут вызвать эмоции и сопереживания обучающихся.
· Прием «парадоксальной ситуации»: у человека всегда вызывает любопытство неожиданное, появляется активное слушание
· «На ошибках учимся»: прием, когда лектор обращается к анализу затруднений и ошибок, с которыми, например, сталкиваются обучающиеся.
· «Полифония»: прием предъявления разных точек зрения на один и тот же предмет и предложение слушателям стать критиками высказанных точек зрения.
Активность обеспечивается и за счет, так называемого «освежающего отступления» (шутки-прибаутки, уместных анекдотов и пр. «Шутка – минутка, а заряжает на час гласит русская поговорка Этот прием хорош, но есть два условия: выбрать время и уметь шутить.
Конечно, лектор должен быть сам увлечен тем, о чем рассказывает. Он просто горит, весь светиться, и с нами происходит то же самое.
Активизируют внимание демонстрации.
Внешняя форма исполнения лекции (из области ораторского искусства) тоже активизирует внимание аудитории: длинная пауза, умение видеть свою аудиторию, всматриваться в аудиторию - привлекать глазами кого-нибудь конкретного и говорить как бы ему; корректировать свои действия. И т.д.


Как обеспечить понимание?
Чтобы установить понимание слушателем чего-либо, необходимо, прежде всего, выбрать показатели способности понимать изученное. Одним из таких показателей является преобразование (трансляция) материала из одной формы в другую, перевод его с одного языка на другой.
Желая проверить понимание студента, Вы можете, например, предложить ему перевести материал из словесной формы в образную или схематическую. Этот прием эффективный и простой в применении. Опробуйте его сами.
В качестве показателя понимания может служить также интерпретация материала студентом (объяснение, краткое изложение).
Другим эффективным инструментом, позволяющим проверить понимание студентов, является рефлексия.


Как обеспечить обратную связь?
Предложите слушателям дать краткую, анонимную неформальную обратную связь, которая будет для Вас информацией для размышлений.
Можно предложить слушателям зафиксировать:
· а) степень достижения их собственных целей на лекции, б) наиболее важные для них результаты;
· в) чтобы они хотели узнать, но чего не было на лекции;
· г) что им особенно не понравилось или что они считают особенно трудным.
Это можно сделать разными способами: Напишите на плакате коротко сформулированные вопросы, на которые студенты должны ответить после лекции на отдельных листочках. Подготовьте заранее персональные листочки с вопросами и раздайте их после лекции.


Как завершить лекцию?
Поблагодарите всех за участие в лекции, отметьте то, что для вас было приятным в общении с аудиторией (если это было). По крайней мере закончите занятие вовремя. Хороший лектор всегда скажет: «Занятие закончено!» Не лишайте аудиторию маленьких удовольствий…

Продолжение: Новый взгляд








Как сделать лекцию интересной

Как сделать лекцию интересной

Как сделать лекцию интересной

Как сделать лекцию интересной

Как сделать лекцию интересной

Как сделать лекцию интересной

Похожие новости: